Голландское школьное образование

1

Нидерланды известны своим толерантным, интерактивным и демократичным подходом к среднему и высшему образованию. Истоки этого явления следует искать в так называемой знаменитой «польдерной» модели отношений и корпоративной культуре, направленной на то, чтобы каждый представитель коллектива имел возможность высказаться и выразить своё мнение на любую обсуждаемую тему, пусть даже не разбираясь в сути вопроса и не обладая необходимыми знаниями.

Эта стратегия нашла своё отражение и в сфере школьного образования, и больше всего она применяется и по сей день именно в элитных гимназиях и афинеумах, где учатся дети состоятельных и уважаемых родителей: ведь именно из стен подобных учебных заведений выйдет основа интеллектуального, экономического, духовного и нравственного потенциала страны.

Практическая реализация интерактивного подхода заключается в том, что учителей регулярно, а именно каждые 3 месяца, оценивают ученики посредством заполнения анкет. Не только за его профессиональные навыки и умения, такие, как умение грамотно, интересно и увлекательно для учеников подать материал, правильно подобрать домашнее задание и безошибочно проверить контрольные, но и за так называемое «умение налаживать межличностные контакты с учениками и поддерживать дисциплину в классе». Оценивать учителей ученики учатся с раннего возраста — с 11 лет, и к регулярному заполнению анкет они подходят со всей ответственностью, рассматривая это не только как возможность конструктивно улучшить качество преподавания предмета и подачи материала, а также как помощь учителю, которому ничто человеческое не чуждо, ввиду чего он, несомненно, может регулярно допускать ошибки в преподавании.

На самом деле помощью учителям подобные анкеты можно назвать с натяжкой: если учитель по мнению большинства учеников попадает в категорию «неугодного», нелюбимого, неправильно подающего материал и создающего детям эмоциональные проблемы «непрофессионала», то вскоре дирекция указывает учителю на дверь, вынуждая его уволиться по собственному желанию. Причина увольнения проста: клиент остался не удовлетворён качеством оказанной услуги. Родители — плательщики, дети — клиенты, учителя оказывают образовательные услуги. Всё максимально ясно.

В качестве примера приведу отрывок из так называемой «регулярной» анкеты, которую ученики заполняют каждые 3 месяца. На все утверждения нужно ответить одним из 5 слов: никогда, редко, иногда, часто, всегда.

  1. Преподаватель обладает развитым чувством юмора.
  2. Преподаватель может доверять ученикам.
  3. Преподаватель производит впечатление неуверенного в себе человека.
  4. Преподаватель пребывает в дурном настроении.
  5. Преподаватель знает, как правильно ответить на шутку со стороны ученика.
  6. Этого преподавателя можно легко принять за сумасшедшего.
  7. Преподаватель умеет вдохновлять учеников на изучение своего предмета.
  8. У этого преподавателя на уроке благоприятный психологический климат.
  9. Преподаватель обладает гибкой психикой.
  10. Преподаватель постоянно жалуется, что ученики что-то делают не так.
  11. Преподаватель охотно идёт на конфликт с учеником.
  12. Преподаватель легко может разозлиться.
  13. Преподаватель угрожает ученикам штрафными мерами.
  14. Преподаватель прислушивается к мнению учеников.
  15. Если преподаватель призывает класс к тишине, ученики всё равно продолжают шуметь.
  16. Преподаватель приятен в общении.
  17. Преподаватель помогает ученикам.
  18. Преподаватель терпелив.
  19. Преподаватель предъявляет слишком высокие требования по отношению к ученикам.
  20. Преподаватель готов в случае необходимости вновь объяснить материал.

Вышеприведённые примеры демонстрируют, насколько снижен авторитет учителя в элитной голландской школе. Одна такая анкета, единожды заполненная учеником, втаптывает преподавателя в грязь, разрывает на куски его душу, сводит на нет все его труды и старания и напрочь убивает в ребёнке зачатки уважения к старшим. Преподаватель остаётся с ощущением невыполненного педагогического долга и пустоты в душе, а ученик остаётся с чувством, что некому довериться, не у кого попросить взрослого совета и помощи.

Ведь мы же живём в демократическом государстве, а это означает, что я, ученик, даже будучи ребёнком, имею право объявить преподавателю бойкот, обвинить его в профессиональной некомпетентности и сломать ему карьеру. Не потому, что мне этого хочется, а просто потому, что у меня есть на это право. Если оно у меня есть, значит, надо им воспользоваться. Не важно, что демократия стала синонимом вседозволенности, а прогресс превратился в непрекращающееся падение нравов и непоколебимых до сих пор моральных устоев.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Яндекс.Метрика
[ 0,05152 ] / [ 67 ] / [ 0,02660 ]